Олицетворение является важным элементом
религиозных верований. Смысл его состоит в том,
что предметы или явления природы наделяются
свойствами живых существ, часто даже людей -
способностью мыслить, чувствовать, говорить,
обликом животного или человека и т.д.
Но прежде чем люди стали придавать
явлениям природы такие образы, они долгое время
полагали, что они сами по себе являются живыми
существами. Например, балкарцы и карачаевцы
верили, что ночью на какое-то мгновение вода в
ручьях и реках застывает, "засыпает", чтобы
отдохнуть. Огонь считали самым чистым существом,
поэтому запрещали плевать в него, бросать в очаг
мусор, даже топили огонь только чистыми дровами.
Чтобы не разгневать огонь, нельзя было и
перешагивать через него.
Таким же чистьм существом
считалась земля. Нельзя было ночью выливать
кипяток на землю - она спит, и ошпарив ее, спящую,
человек может навлечь на свою голову проклятие
земли. По древнему мифу, когда люди впервые
начали падать поле, земля мучилась, исходя потом
от боли. Наконец она взмолилась к верховному богу
Тейри, прося защитить ее от людей, Тейри ответил
земле: "Ты будешь вечно терпеть эту боль и
кормить людей, но зато потом ты же будешь
поглощать их, и все твое будет возвращаться к
тебе же".
Живым существом считался и ветер.
По народному верованию, если в вихрь бросить
ножом, на нем останутся капли крови.
Представление о том, что природа
делится на 4 великие стихии, является в
карачаево-балкарской мифологии главнейшим и
важнейшим. Человек, который начал познавать
окружающий мир, должен был очень дорожить своим
открытием - он сумел понять и дать название
элементам - огню, воде, земле и воздуху - из
которых состоит мир. Поэтому, видимо, запрещалось
смешивать их с чем либо иным, "загрязнять"
их, например, выливать в воду молоко или гасить
огонь водой. Эти запреты вызваны страхом забыть,
потерять достигнутое в мысли, порядок, который
воцарился в сознании на основе такого
"широкого обобщения.
Только лишь затем начался процесс
олицетворения - стихиям и предметам, временам
суток и т. д. стали придавать облики животных и
растений, людей. Например, день и ночь
олицетворяли в образах двух баранов - черного и
белого, которые бьются между собой, обходя при
этом всю землю.
Здесь нужно сделать одно важное
замечание. Когда мы говорим об олицетворении,
например, о только что приведенном, не следует
думать, что люди той древней эпохи действительно
думали, что день и ночь - это два барана. Нет,
конечно, у них было точно такое же зрение, как и у
нас, они .знали, что день и ночь - не два барана, но
их язык, речь отличалась от нашей тем, что свои
знания они выражали другими терминами, теми
словами, которые выражали то, что было им близко и
понятно. Отсюда и родилось олицетворение, и смену
света и мрака они обозначили через борьбу белого
и черного баранов. Короче говоря, их мышление
было таким же, как у нас, но язык, которым оно
выражалось, было мифопоэтическим.
Могучие стихии природы - земля,
огонь, вода, ветер - были олицетворены нашими
предками в образах быков. Верили, что если
нырнуть в воду, можно иногда услышать рев "быка
воды" (суу ёгюз). В большинстве
карачаево-балкарских загадок об огне фигурирует
бык. Например:
Бир къызыл ёгюзюм барды да,
Басхан жери къара болады.
Есть у меня красный бык,
Где он ступит - все чернеет.
Быком представлялся и ветер, земля
же - коровой. Отсюда и бытующее по сей день
выражение: "Жер бугъасы - желди" - Бык земли -
ветер.
Отсюда же появилось представление
о том, что земля стоит на трех быках. Когда они
устают стоять неподвижно, начинают переминаться,
происходят землетрясения.
Олицетворяли не только конкретные
силы природы, но и, например, времена года. Так,
перед новым годом и сейчас иногда говорят: "Жыл
къартайды" - Год состарился. При наступлении
новолуния говорят: "Жангы ай тууду" - Новый
месяц родился и т. д.