Олицетворение

     Олицетворение является важным элементом религиозных верований. Смысл его состоит в том, что предметы или явления природы наделяются свойствами живых существ, часто даже людей - способностью мыслить, чувствовать, говорить, обликом животного или человека и т.д.
     Но прежде чем люди стали придавать явлениям природы такие образы, они долгое время полагали, что они сами по себе являются живыми существами. Например, балкарцы и карачаевцы верили, что ночью на какое-то мгновение вода в ручьях и реках застывает, "засыпает", чтобы отдохнуть. Огонь считали самым чистым существом, поэтому запрещали плевать в него, бросать в очаг мусор, даже топили огонь только чистыми дровами. Чтобы не разгневать огонь, нельзя было и перешагивать через него.
     Таким же чистьм существом считалась земля. Нельзя было ночью выливать кипяток на землю - она спит, и ошпарив ее, спящую, человек может навлечь на свою голову проклятие земли. По древнему мифу, когда люди впервые начали падать поле, земля мучилась, исходя потом от боли. Наконец она взмолилась к верховному богу Тейри, прося защитить ее от людей, Тейри ответил земле: "Ты будешь вечно терпеть эту боль и кормить людей, но зато потом ты же будешь поглощать их, и все твое будет возвращаться к тебе же".
     Живым существом считался и ветер. По народному верованию, если в вихрь бросить ножом, на нем останутся капли крови.
     Представление о том, что природа делится на 4 великие стихии, является в карачаево-балкарской мифологии главнейшим и важнейшим. Человек, который начал познавать окружающий мир, должен был очень дорожить своим открытием - он сумел понять и дать название элементам - огню, воде, земле и воздуху - из которых состоит мир. Поэтому, видимо, запрещалось смешивать их с чем либо иным, "загрязнять" их, например, выливать в воду молоко или гасить огонь водой. Эти запреты вызваны страхом забыть, потерять достигнутое в мысли, порядок, который воцарился в сознании на основе такого "широкого обобщения.
     Только лишь затем начался процесс олицетворения - стихиям и предметам, временам суток и т. д. стали придавать облики животных и растений, людей. Например, день и ночь олицетворяли в образах двух баранов - черного и белого, которые бьются между собой, обходя при этом всю землю.
     Здесь нужно сделать одно важное замечание. Когда мы говорим об олицетворении, например, о только что приведенном, не следует думать, что люди той древней эпохи действительно думали, что день и ночь - это два барана. Нет, конечно, у них было точно такое же зрение, как и у нас, они .знали, что день и ночь - не два барана, но их язык, речь отличалась от нашей тем, что свои знания они выражали другими терминами, теми словами, которые выражали то, что было им близко и понятно. Отсюда и родилось олицетворение, и смену света и мрака они обозначили через борьбу белого и черного баранов. Короче говоря, их мышление было таким же, как у нас, но язык, которым оно выражалось, было мифопоэтическим.
     Могучие стихии природы - земля, огонь, вода, ветер - были олицетворены нашими предками в образах быков. Верили, что если нырнуть в воду, можно иногда услышать рев "быка воды" (суу ёгюз). В большинстве карачаево-балкарских загадок об огне фигурирует бык. Например:

Бир къызыл ёгюзюм барды да,
Басхан жери къара болады.

Есть у меня красный бык,
Где он ступит - все чернеет.

     Быком представлялся и ветер, земля же - коровой. Отсюда и бытующее по сей день выражение: "Жер бугъасы - желди" - Бык земли - ветер.
     Отсюда же появилось представление о том, что земля стоит на трех быках. Когда они устают стоять неподвижно, начинают переминаться, происходят землетрясения.
     Олицетворяли не только конкретные силы природы, но и, например, времена года. Так, перед новым годом и сейчас иногда говорят: "Жыл къартайды" - Год состарился. При наступлении новолуния говорят: "Жангы ай тууду" - Новый месяц родился и т. д.

Hosted by uCoz