Обычаи и обряды нартов
Конечно,
каждый народ в своем эпосе изображает героев по
своему подобию и согласно своим идеалам, как и
нравы и обычаи этих героев. Разумеется, балкарцы
и карачаевцы, которые считали нартов своими
легендарными предками (фактически так оно и есть,
поскольку нартский эпос - это устная
художественная история наших предков - скифов,
болгар, алан), тоже изображают нартов похожими в
своем быту на самих балкарцев и карачаевцев.
Например, нарты платят калым за невесту: Алауган,
женившийся на дочери великанов, трижды наполняет
мясом оленей их огромный котел. Карашауай отдает
в калым за прекрасную Агунду, дочь Ерюзмека,
табун угнанных им породистых коней.
Свадебный обряд нартов тоже
напоминает обряд балларцев и карачаевцев.
Алауган приезжает за своей невестой со своими
друзьями. Эмегены готовят для них угощение и т. д.
Описан и погребальный обряд нартов
- видимо, так хоронили погибших наши предки во
времена язычества: через каждые четыре года на
.могиле героя приносили в жертву коня, а после
поминальной трапезы плясали вокруг могилы, затем
давали клятву богу неба - Тейри - быть стойкими,
мужественными.
Обычай гостеприимства для нартов
священен, желание гостя - закон. Когда в гости к
Ерюзмеку приезжает богатырь Ногайчик, он сразу
предупреждает хозяина, что будет находиться в
его доме целый год и что каждый день будет
съедать по откормленному валуху, а его конь по
копне сена. И только через год Ерюзмек спрашивает
гостя о цели его приезда.
Что бы ни попросил один нарт у
другого, тот не имеет права отказать ему в
просьбе - именно поэтому Золотой Дебет оставляет
своего приемыша, маленького Ерюзмека, бездетной
чете - Схуртуку и его жене Асеней.