Сказание об Ачее и его сыне Ачемезе

     Это одно из сказаний, в которых отчетливо слышится отголосок исторических событий, произошедших в государстве причерноморских скифов, предков карачаево-балкарского народа, в 4 веке до н. э.
     Сюжет поэмы довольно прост. Начало ее имеет два варианта. По первому из них, нарт Ачей поссорился со своим приятелем Кубу (или Хубун, Губу, иногда Куба), и был убит им в поединке.
     Другой вариант гораздо подробнее. Речь в нем идет о старом князе по имени Ачей и его единственном сыне Ачемезе. Князю сообщают о нашествии вражеского войска, и он, преодолевая свою немощь, садится на своего вороного аргамака и во главе войска отправляется навстречу врагу. На берегу реки происходит большое сражение, о б исходе которого говорится только, что нарты отстояли свою страну, но старый князь погиб от вражеской стрелы.
     По сообщениям древнегреческих историков, Скифия достигла наибольшего своего могущества при царе Атее (в греческом языке не было буквы для обозначения звука Ч, и они передавали его через Т). При этом царе скифы чеканили свою монету, развивались у них различные ремесла. В своем стремлении расширить пределы Скифии политика царя Атея натолкнулась на такие же устремления царя Македонии Филиппа, отца будущего великого полководца Александра. Сражение между скифами, которых возглавил Атей (ему было в то время 90 лет) и войсками македонцев состоялось на берегу Дуная. До того времени считавшиеся непобедимыми, скифы в этом бою были разбиты, а царь Атей (Ачей) погиб. У исторического Атея, как и у героя карачаево-балкарской песни был один сын. Таким образом, можно заключить что речь в песне идет именно о скифском царе (это подтверждается и другими данными, приводить которые мы не будем).
     Дальше сюжет повествует о сыне погибшего Ачея, юном Ачемезе. Выведав у матери, кто является убийцей отца, Ачемез берет его доспехи, садится на коня и отправляется во владения Кубы. Сначала он угоняет его табун, а когда Куба пускается в погоню, трижды направляет его по ложному следу. Затем он говорит кровнику, кто он такой, и они вступают в поединок, засев на холмах и осыпая друг друга тучей стрел. Так продолжается несколько дней. Но у Кубы большое преимущество - вечером его жена вытирает тело Кубы волшебным полотенцем и он выздоравливает от ран, а молодой. Ачемез спит под открытым небом, без пищи и воды. На третий день вечером Ачемез падает замертво, и Куба приволакивает тело богатыря домой и бросает во дворе. Жена Кубы удивляется: "И с этим младенцем ты сражался три дня?".
     Когда Куба засыпает, Ачемез встает и достав из сундука волшебный меч своего грозного врага, убивает его (в других вариантах говорится, что Ачемеза оживила жена Кубы, влюбившись в нарта). Ачемез забирает жену Кубы, грузит на телеги все его богатства и отправляется домой. По пути он встречает нарта Сосурука с дружиной, который требует от Ачемеза отдать ему жену Кубы и всю добычу, но юный богатырь с презрением отказывается. Сосурук и его дружинники нападают на него и убивают молодого героя, навлекая на себя великий позор. Так заканчивается эта поэма.
     Суровые нравы той далекой эпохи рельефно проступают и в этом сказании. Надо сказать, что автор-народ не старается приукрасить нартов и очернить их врагов.
     Грозный Куба, например, поступает благородно, делясь перед схваткой своими стрелами с Ачемезом, даже делит с ним и пищу. С другой стороны, не скрыт коварный поступок Сосурука, одного из главных героев эпоса.
В карачаево-балкарском фольклоре есть еще один герой по имени Ачемез, о котором в песне говорится, что защищая свою честь, он убил крымского полководца. Действие этой песни, судя по тому, что герои пользуются луками, а не огнестрельным оружием, происходит в 16 веке, возможно чуть позже. То, что у обоих героев одинаковые имена, вводило сказителей в заблуждение, и они обоих героев называли "Ачемез, сын Ачея". На самом деле так звали только героя нартской песни, а у второго Ачемеза был еще и брат по имени Азнаур, и они являлись сыновьями князя Темиркана, также боровшегося с крымцами.

Hosted by uCoz