Сатанай-бийче и нарт Ёрюзмек
Это
также один из самых больших циклов сказаний в
карачаево-балкарском героическом эпосе,
посвященный жизни мужа и жены - Ёрюзмека и
Сатанай, предводителя нартов и мудрейшей из всех
нартских женщин.
Родителями Сатанай-бийче являются
Солнце и Луна. Маленькой девочкой ее похищает
дракон, бог-повелитель моря и прячет на острове,
поручив надзирать. над ней богине-матери воды
(суу анасы). Родители страшно горевали по любимой
дочери, из глаз Луны текли горючие слезы, ее лик
то темнел, то светлел, солнце в гневе жгло землю,
происходили затмения обоих светил. Но они так и
не смогли отыскать маленькую Сатанай. (Имя ее
означает в переводе с карачаево-балкарского
"ясная луна" - от древнего слова "сатан"
- оно сохранилось, например, в киргизском языке;
шат, шатал - "ясная, чистая, красивая", и
"ай" - луна).
Когда девочка подросла, она
решилась бежать с острова и исполнила свое
намерение - на березовой доске она долго плыла в
открытом море, пока ее не прибило к берегу.
Одеждой ей служили ее прекрасные, длинные, до пят
волосы. Потом она долго блуждала по лесу, пока не
столкнулась со стадом алмосту. Те стали всячески
оберегать ее, кормить сладкими кореньями и
лесными ягода ми. Долго скиталась она по лесам и
горам с бессловесными алмосту, пока однажды они
не натолкнулись на какой-то холм, от которого
исходило зловоние. Холм оказался огромным
эмегеном, проспавшим на этом месте 700 лет.
Разбуженный великан встал и кинулся на них.
Перепуганные алмосту с криком разбежались и
Сатанай осталась одна. Когда эмеген уже был
близко, она откинула волосы и посмотрела на
чудовище. Сияние ее красоты было таким ярким, что
великан ослеп и,. кидаясь сослепу во все стороны,
упал со скалы и разбился.
Сатанай, теперь уже одна, долго
бродила по лесам,. пока однажды не пришла в
селение нартов, где ее нашла одна мудрая старуха,
которая привела девушку домой, стала за ней
ухаживать, а потом выдала замуж за молодого
Ёрюзмека.
О рождении этого героя существует
замечательное сказание, имеющее и варианты.
Золотой Дебет, говорится в нем, отправился
однажды в горы за железной рудой. Путь был
далекий и кузнец заночевал в пещере. Вдруг ночное
небо озарила вспышка света, и огромная комета
("къуйрукълу жулдуз" - букв. "хвостатая
звезда") прочертила ночной небосклон и со
страшным грохотом упала в горах. Дебет
отправился туда и обнаружил, что комета упала в
горное озеро, которое от жара звезды высохло, а
звезда раскололась при ударе на две части.
Посреди обломков лежал мальчик - богатырь и сосал
вымя волчицы. Вокруг, дивясь на эту картину,
стояли звери и птицы. Старый орел рассказал
Дебету, который знал языки птиц и зверей, что
мальчик выпал из кометы при ударе. Голодная
волчица подошла к нему, чтобы съесть младенца, но
мальчик одолел ее и стал сосать ее вымя. Дебет
взял .младенца с собой и отправился домой, но по
дороге заехал в кошару нартов к бездетной чете
Схуртуку и Асеней. Те попросили: "У тебя и так 19
сыновей. Зачем тебе еще и этот волчий выкормыш?
Оставь его нам. Он породнился с волками, и пока он
будет с нами, волки на наши стада не нападут".
По обычаю нартов, Дебет не мог
отказать Схуртуку в его просьбе и оставил
Ёрюзмека у пастухов. Маленький богатырь стал
пасти овец. Но вскоре приемные родители умерли
(сохранился отрывок из песни "Плач по
Схуртуху") и Ёрюзмек остался сиротой.
В то время, говорится в сказаниях,
нарты подчинялись Кызыл Фуку (Красному Фуку),
злобному существу, обладавшему огромным
могуществом. Он мог посылать на землю дожди, но
мог и прекратить их, и тогда начиналась засуха,
гибли посевы и скот. Сам Фук жил то на земле, где
приказал настроить дворцов, то на небе, где у него
был хрустальный дворец. Ездил он верхом на
драконе. Поэтому нарты, при всей их храбрости,
были вынуждены подчиняться Фуку и платить ему
дань.
Однажды Фук наведался и к
маленькому Ёрюзмеку и силой забрал у него 12 овец.
Когда Ёрюзмек стал возражать, Фук хлестнул его
плетью и уехал со своими приспешниками. Тогда
Ёрюзмек поклялся отомстить Фуку.
Вскоре он вырос, и стал ходить на
охоту, совершил свои первые подвиги - убил
огромного тигра, а потом и эмегена. Затем, как уже
говорилось выше, молодой богатырь женился на
Сатанай-бииче. Нарты по прежнему платили дань
Фуку. Но Ёрюзмек не забыл своей клятвы и только
ждал удобного случая расправиться с ним. Мудрая
Сатанай подсказывает мужу, как это сделать.
Ёрюзмек нашел и убил в камышах
безобразного алмосту, содрал с него шкуру, и
напялив на себя, стал дожидаться Фука в его
нужнике. Тот пришел под утро, и увидев страшное
существо, упал без памяти. Ёрюзмек снял у него с
пальца перстень с печатью и ушел. И если прежде
Фук насмехался над Ёрюзмеком при каждом удобном
случае, то теперь над Фуком стал насмехаться
Ёрюзмек. Через некоторое время он и вовсе
запретил нартам платить дань Фуку, и тот,
испугавшись, улетел на небо, в свой хрустальный
дворец. По его воле дожди прекратились, перестали
рождаться жеребята, гибли от засухи посевы,
начинался голод. Нарты стали укорять Ёрюзмека -
мол, по твоей вине все это происходит, лучше бы
было по прежнему подчиняться Фуку. Тогда
Ёрюзмеку опять помогла вещая Сатанай-бийче: она
велела мужу надеть орлиные крылья и взлететь на
небо (есть другой, поздний вариант, по которому
Ёрюзмека зарядили в старинную пушку и при
выстреле он попал - в дом Фука). Ёрюзмек взлетел в
хрустальный дворец и убил небожителя. Три дня шел
кровавый дождь, потом пошел чистый. Ёрюзмек
вернулся к нартам, и те за его подвиг избрали
молодого нарта своим предводителем.
В отличие от нарта Карашауая,
идеального героя, Ерюзмек не лишен недостатков,
несмотря на то, что именно он является нартским
вождем. Иногда он жесток, например, когда
полностью истребляет Аликовых в их доме, куда его
заманили на пир, чтобы отравить: он готов
изменить своей жене Сатанай и жениться на дочери
царя джиннов или на бесовке, и только хитрость
Сатанай не позволяет ему сделать это; он иногда
выглядит слабее, чем его напарник - так, он не смог
оказать должной помощи маленькому Ногаю в его
борьбе с братьями-великанами. Но если говорить в
целом, Ёрюзмек, конечно, великий вождь,
бесстрашный предводитель нартского войска и
мудрый полководец.
Один из самых ярких образов
карачаево-балкарского эпоса - жена Ёрюзмека,
вещая Сатанай-бийче, самая прекрасная из всех
нартских женщин, верная жена, заботливая мать.
Никто из нартов - ни муж ее, Ёрюзмек, ни даже сам
прародитель нартов Дебет не могут сравниться с
ней в мудрости, она выручает нартов своими
советами в самых трудных ситуациях. Именно
Сатанай больше всех беспокоится о сохранении
единства нартского народа, потому старается
выдать свою дочь Агунду замуж за Карашауая, чтобы
достичь примирения Схуртуковых с Аликовыми.
Благодаря хитрости Сатанай нарты одолевают
эмегенское войско, двинувшееся на страну нартов
из Темир-Капу ("Железные Ворота", Дербент).
Она обучает людей гаданию, учит варить, а не
только жарить мясо, она знает все лекарственные
травы и яды. Часто именно она решает спорные
вопросы, и никто не оспаривает ее решения.
Если Ерюзмек - это образ идеального
вождя-полководца, Дебет - идеальный труженик и
мастер, Карашауай - идеальный воин, то Сатанай -
идеальная жена и мать, в том смысле, .как понимали
эти идеалы наши предки.
Одна из особенностей
карачаево-балкарского эпоса состоит в том, что
несмотря на огромные потери и утраты, он все же
является цельным и вполне законченным
произведением. Судьбы всех главных героев, как и
судьба всего богатырского народа, прослежены от
начала до конца. Не составляют исключения и
сказания о Сатанай. После того, как часть нартов
во главе с Ёрюзмеком улетела в верхний мир, а
другая часть - опустилась в нижний, Сатанай еще
долго оставалась на земле, обучая людей
различным ремеслам, лечению травами, ворожбе и т.
п. Наконец, истосковавшись по нартам, она
взмолилась к богу Тейри, и голос во сне сказал ей,
чтобы она ночью поднялась на гору, в святилище
нартов (чууана). Когда она поднялась туда, с неба
опустилось подобие орлиного гнезда на шелковом
аркане. Сатанай села в него и гнездо поднялось в
небо. Так Сатанай вернулась к нартам.