Сказания о Золотом Дебете и его сыновьях. Начало эпоса.
Родоначальником нартского народа является бог
кузнечного дела Золотой Дебет. О нем мы уже
говорили в главе, посвященной языческим
божествам. Согласно одним сказаниям, родителями
Дебета являются Бог Неба и Богиня Земли, по
другим - его создал Тейри из кусочка своего
золотого сердца (солнца). Тейри даровал Дебету 19
сыновей-богатырей, от которых и пошел народ
нартов. Тейри сразу же ставит перед ними задачу -
истребить с лица земли все существа, враждебные
человеку - драконов, эмегенов, бесов, хищников.
Так начинается карачаево-балкарский эпос. До
появления нартов на земле властвуют эмегены,
вернее, племя эмегенов, называемых "харра". С
ними и завязывается у нартов война не на жизнь, а
на смерть.
Тогда, говорится в сказаниях, звезд
на небе не было, по ночам стояла кромешная тьма. В
этой тьме и приходилось нартам сражаться с
эмегенами и крупными хищниками-львами, тиграми,
медведями, с тем оружием, что подворачивалось под
руку. Но вот однажды Дебет, который понимал языки
птиц и зверей и мог видеть любой предмет
насквозь, нашел в горах тяжелый, блестящий
камень. Когда он сжал его в руке, камень
расплавился и на землю упали капли застывающего
металла. Дебет начал добывать и плавить железо,
ковать для своих сыновей различные орудия, а
самое главное - оружие. Когда он бил кулаком, а
потом молотом по наковальне, искры, вылетавшие из
его кузни, прилипли к небесному своду и
превратились в звезды. Ночи стали ясными, и нарты
с помощью оружия стали одолевать "харра" и
других врагов.
Вот что говорится в песне об оружии,
которое ковал Дебет:
Жер юсюнде Дебет кибик
ёсмегенди,
Къалкъанларын къылыч кесмегенди.
Къылычлары, тауну урсанг, жаргъанды,
Атха налла алгъа Дебет салгъанды,
Андан халкъгъа тёре болуп къалгъанды.
Перевод:
Не было на земле подобного Дебету,
Щиты его меч не брал.
Мечи его разрезали гору,
Первым коня подковал Дебет,
А потом это стало законом для всего народа.
Дебет, кроме
того, что является богом кузни и родоначальником
нартов, еще и заботливый отец. Для своих 19 сыновей
он ищет 19 сестер - невест, но долго не находит.
Наконец, ему говорят, что в одной пещере живет
эмегенша, у которой 18 дочерей. Нарты отправляются
туда. Но эмегенша со своими дочерьми берет Дебета
и его 18 сыновей в плен и уводит в пещеру, завалив
вход в нее огромным валуном. Перед пещерой
остается только самый старший сын Дебета,
могучий Алауган. Но и он не может отвалить камень
у входа в пещеру. Уехав оттуда, он встречает
колдунью Байрым-кызы и женится на ее дочери. Но
они оказываются оборотнями-людоедками. Алауган,
проследив за ними, убивает свою жену, а ее мать
обещает ему дать совет, как освободить отца и
братьев, если Алауган пощадит ее. Алауган
соглашается и колдунья подсказывает ему, где
найти волшебный меч и оперенье двуглавого орла
Таурус, надев которое нарт сможет сражаться с
крылатым войском эмегенов. Пользуясь ее
советами, Алауган освобождает отца и братьев.
Нарты отправляются в новое
странствие в поисках невест, но нигде не могут
найти 19 сестер. В одном семействе - 18 дочерей.
Дебет и его сыновья привозят их к себе домой. Но
младший сын, самый хитрый, говорит. что по
справедливости без пары должен остаться не он, а
самый старший, Алауган, - ведь самый младший
родился последним, почему же и без жены должен
остаться он? Остальные ничего не могут возразить,
и без жены остается Алауган. К сожалению, эпос
сохранил имена не всех сыновей Дебета. Известны
старший Алауган, о подвигах которого существует
целый цикл сказаний, второго сына зовут Гуу,
третьего Цехни (Чехни), самого младшего - Созук
(иногда Созукку, Соджук).
Судьба сыновей Дебета трагична.
Некоторые из них погибают во время угона табуна
волшебных коней в схватке с грозным хозяином
коней, пустившимся в погоню. Других убивает на
пиру будущий предводитель нартского войска
Ёрюзмек из рода Схуртуковых (откуда и начинается
вражда между Аликовыми и Схуртуковыми). Ёрюзмек
пощадил только Алаугана - у него детей нет, род
его и так прервется. Младший сын Созук в этих
событиях не участвует, поскольку его еще раньше
братья изгнали из села и он живет далеко от них,
пася овец.
Дебет, кроме того, что снабжал
оружием нартов, изготовил для них и волшебную
палку, жезл, навершие которой представляло собой
резное изображение головы оленя, а оканчивалось
изображением копыта коня. Этот жезл обладал
чудодейственными свойствами - он нагонял на
эмегенов страд, сеял среди ник болезни, а нартов,
наоборот, излечивал и вселял в них уверенность.
Наконец, когда Дебет изготовил для
нартов достаточно оружия, он удалился от них и на
склоне горы Тырмытау построил себе кузню. Там он
живет обособленно от нартов, которые, однако, не
забывают его и обращаются к кузнецу, если им
что-либо необходимо изготовить. Кроме того. Дебет
является и хранителем сокровищницы нартов -
Яхонтовой пещеры (Накъут дорбун).
Когда же Дебет решил, что на земле
ему делать больше нечего, он смастерил крылатую
колесницу и улетел на ней в верхний мир, на небо.
Там, говорится и эпосе, он по прежнему кует железо
для людей, живущих там. Звездопады, частые в
ноябре - декабре - это искры, вылетающие из под
молота могучего бога-кузнеца.
Изображенная с величайшим
искусством, фигура Золотого Дебета стоит в одном
ряду с кузнецами мирового фольклора -
карело-финским Вяйнемяйненом, греческим
Гефестом, иранским Каве и др.